Скрыть
Раскрыть

2013. №3

Теоретические и прикладные исследования

5–24

Боченков Сергей Анатольевич — эксперт независимого агентства оценки качества образования «Лидер». Эл. адрес: s_bochenkov@mail.ru Адрес: Независимое агентство оценки качества образования «Лидер» — Россия, 428003, г. Чебоксары, проезд Школьный, д. 10А, офис 11.

Вальдман Игорь Александрович — кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией контроля и мониторинга в образовании Института управления образованием Российской академии образования. Эл. адрес: iavaldman@gmail.com
Адрес: Институт управления образованием Российской академии образования — Россия, 119121, Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 2.

Обсуждаются возможности, ограничения и риски использования результатов ЕГЭ, обусловленные спецификой системы образования в стране и практикой проведения Единого экзамена. Рассматриваются особенности анализа и интерпретации результатов ЕГЭ для разных целей и для разных групп пользователей. Для каждой группы пользователей необходимо применять особую модель анализа и интерпретации результатов оценочной процедуры и свою систему ключевых показателей. Собственно результаты ЕГЭ без привлечения других данных могут использоваться лишь для двух целей: для подтверждения освоения или не освоения образовательной программы среднего общего образования и для отбора кандидатов на продолжение обучения в вузе. При оценке деятельности учителя, школы и образовательных систем результаты ЕГЭ могут использоваться лишь в сочетании с другими данными, характеризующими различные результаты деятельности. Результаты ЕГЭ должны выступать лишь одной из характеристик сложного портрета результатов учителя. При условии корректной интерпретации результатов ЕГЭ они могут быть использованы для управления качеством образования, в частности для объективного сравнения результатов обучения в разных территориальных системах и в разных учебных заведениях, а также для отслеживания динамики изменений. Правильно поданная информация позволяет делать верные заключения и принимать адекватные управленческие решения на каждом уровне.

Предлагаются варианты интерпретации результатов, ориентированные на учителя, школу и образовательную систему. Определена рамка требований к качеству работы учителя и школы через призму ЕГЭ.

 

25–58

Холл Мэтью (Matthew Hall) — Ph.D., адъюнкт-профессор Института управления и связей с общественностью Университета Иллинойса (Чикаго). Эл. адрес: mshall@uic.edu
Адрес: Институт управления и связей с общественностью Университета Иллинойса — 601 S Morgan St, Chicago, IL 60607.

Фаркас Джордж (George Farkas) — Ph.D., профессор педагогического факультета Калифорнийского университета (Ирвин). Эл. адрес: gfarkas@uci.edu
Адрес: Калифорнийский университет — Irvine, CA 92697.

На основании анализа панельных данных, полученных в ходе Национального лонгитюдного исследования молодежи, оценивается влияние когнитивных навыков и установочных/поведенческих характеристик на траектории роста заработной платы работников в США. Когнитивные навыки измерены с помощью Квалификационного теста вооруженных сил (Armed Forces Qualification Test) с поправкой на возраст. Установочные/поведенческие характеристики основаны на показателях уровня самоуважения, локуса контроля (уверенность в самостоятельном управлении жизнью либо убежденность в ее обусловленности внешними факторами) и образовательных притязаний и ожиданий, выявленных посредством анализа результатов самооценки респондентов. Исследование динамики заработной платы показало, что когнитивные и установочные/поведенческие характеристики влияют как на первоначальный уровень заработной платы, так и на ее дальнейший рост, а также на успешность в школьном обучении и оценки в аттестате о среднем образовании. Степень и характер их влияния различается у представителей разных расовых/этнических групп, а также у мужчин и женщин: уровень заработной платы мужчин — латиноамериканцев и чернокожих, а также чернокожих женщин растет на протяжении карьеры значительно меньше, чем уровень заработной платы белого населения (как мужчин, так и женщин).

Использование техник декомпозиции данных позволило установить, что при сокращении разницы когнитивных и установочных/поведенческих показателей можно значительно сократить разрыв в уровнях заработной платы представителей разных расовых/этнических групп (особенно чернокожих женщин и латиноамериканок относительно белых женщин). В соответствии с этим даны практические рекомендации по снижению расовой дискриминации на рынке труда.

59–64

Абрамов Роман Николаевич — кандидат социологических наук, доцент кафедры анализа социальных институтов НИУ ВШЭ. Эл. адрес: socioportal@yandex.ru 

Показана актуальность проведенного американскими социологами М. Холлом и Дж. Фаркасом исследования, обозначены возможности для дальнейшего изучения рассматриваемой ими темы.

Даны характеристики лонгитюдных исследований в целом и панельного метода в частности. Описано Национальное лонгитюдное исследование молодежи (National Longitudinal Survey of Youth), на основании анализа данных которого выстроено исследование американских социологов. Обзор точек зрения на рассматриваемую проблему дополняется отсутствующими в работе М. Холла и Дж. Фаркаса концепциями таких исследователей, как Б. Бернстайн, П. Бурдье и Дж. Коулман.

В ходе рассмотрения выводов М. Холла и Дж. Фаркаса относительно принципов найма и оценки кандидатов на должность, представляющих различные расовые и этнические группы, привлекаются работы других исследователей, обозначается сходство некоторых положений, выявляется принципиальное отличие заключений М. Холла и Дж. Фаркаса о факторах, влияющих на карьеру работника. Проводится аналогия происходящих в США и в России трансформаций ожиданий работодателей.

При анализе практических рекомендаций М. Холла и Дж. Фаркаса по снижению дискриминации по этническому признаку на рынке труда (сокращение различий между цветными и белыми учащимися на уровне когнитивных способностей и установочных/поведенческих характеристик и разработка коррекционных программ, связанных с образованием и профессиональной ориентацией) подчеркивается безусловный потенциал влияния предлагаемых мер на ситуацию расовой дискриминации, при этом акцентируется внимание на их недостаточности для устранения культурных факторов стереотипного восприятия представителей различных этнических и расовых групп, глубоко укорененных в массовом сознании. Отмечается перспективность исследования данной проблематики в России.

Практика

65–91

Ахапкина Яна Эмильевна — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Лингвистической лаборатории по корпусным технологиям НИУ ВШЭ.  Эл. адрес: yana.akhapkina@gmail.com 

Анализируются долгосрочные и ситуативные причины возникновения отклонений от речевого стандарта в письменной речи носителя языка, создающего учебно-научный текст.

Доказывается, что трудности в написании научного текста связаны не только с изменением при переходе из средней школы в высшее учебное заведение предъявляемых к тексту требований, но и со степенью владения навыком осознанного чтения. Утверждается, что истоки незаинтересованного (имитационного) чтения и письма в студенчестве коренятся в школьном и дошкольном детстве. Выделяются стадии формирования языковой личности, рассматриваются факторы, влияющие на становление и развитие читательских компетенций на каждом из этапов, и основные причины, блокирующие интерес к чтению.

Подчеркивается значение для формирования навыка осознанного чтения, в частности, сбалансированности художественной и научно-познавательной литературы, а также соразмерность продолжительности и частоты активного чтения и пассивного восприятия аудио- и видеотекстов. Обсуждается зависимость мотивации к осознанному чтению и уровня понимания прочитанного от выбора текста и его самостоятельности.

Выделяются признаки учебного текста в представлении школьника и студента, основные из которых — соответствие методическому шаблону, терминологическая избыточность и нагромождение сложных синтаксических конструкций. Описываются основные тенденции, характерные для студенческого круга чтения, а также читательского опыта и опыта письма.

Выявляются механизмы типичных аграмматизмов, предлагаются классификация частотных ошибок и некоторые приемы возможного расширения стимульного материала, предполагающие постепенную коррекцию навыков академического письма.

 

92–104

Харченко Вера Сергеевна — ассистент кафедры теоретической и прикладной социологии факультета социологии ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», дипломант конкурса научных работ молодых ученых 2012 г. Эл. адрес: verakharchenko@yandex.ru
Адрес: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» — Россия, 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26.

На основании эмпирических данных проанализированы особенности выбора студентами, совмещающими очное обучение в вузе с оплачиваемой работой, места обучения, их мотивы к занятию трудовой деятельностью и способы поиска работы в период обучения, а также специфика одного из вариантов совмещения работы и учебы в вузе — фриланса.

В результате анализа критериев выбора абитуриентами места обучения, установлено, что у большинства из них отсутствует конкретное видение будущей профессии, необходимых навыков, умений, компетенций.

При анализе мотивов совмещения учебы и работы основное внимание сфокусировано на рассмотрении позитивных причин: желании получить опыт работы по найму (основанное на соответствующих предпочтениях работодателей), намерении осваивать избранную специальность на практике (ориентированность на перспективы устройства на более высокооплачиваемые позиции), стремлении занять место на рынке труда до получения диплома (минимизация рисков, связанных с трудоустройством).

Описан появившийся на современном рынке труда новый тип работника — студент-фрилансер. Такие студенты осваивают необходимые на современном рынке труда информационно-коммуникационные технологии, получают навыки индивидуальной ответственности и самообразования, что после окончания вуза дает им конкурентные преимущества при трудоустройстве. Однако эти преимущества были бы гораздо значительнее, если бы сфера их деятельности при работе по модели фриланса одновременно с учебой соответствовала получаемой в вузе специальности.

Дальнейшее изучение этой группы студентов позволит разработать адекватную молодежную политику в сфере высшего профессионального образования.

 

105–125

Седова Марина Леонидовна — кандидат экономических наук, профессор кафедры «Государственные и муниципальные финансы» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.  Эл. адрес: sedfin@mail.ru
Адрес: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации — 125993, Москва, Ленинградский проспект, 49.

Перспективы образовательного кредитования в Российской Федерации оцениваются на основании анализа места кредитов в системе финансирования образования, правовых основ образовательного кредитования, а также итогов эксперимента по государственной поддержке предоставления кредитов на образование.

Актуальность оценки роли образовательного кредитования в финансировании услуг высшего профессионального образования обусловлена необходимостью найти наиболее эффективные механизмы обеспечения этих услуг, которые позволили бы расширить доступ к высшему образованию, оптимизировать расходы федерального бюджета (в отдельных случаях региональных бюджетов) на высшее образование, а также увязать финансирование образования с востребованностью будущей профессиональной деятельности как одним из параметров качества образовательных услуг.

В условиях сложившегося в стране представления о высшем профессиональном образовании как об общественном благе образовательное кредитование предлагается рассматривать как дополнительный, а не как основной источник финансирования услуг высшего образования. При условии сокращения бюджетных мест в высших учебных заведениях переориентация бюджетных ассигнований с непосредственного финансирования услуг высшего профессионального образования на государственную поддержку образовательных кредитов, предоставляемых абитуриентам и студентам коммерческими банками, позволит расширить доступность услуг высшего профессионального образования при значительно меньших расходах федерального и региональных бюджетов.

В связи с тем, что потенциальные возможности механизма образовательного кредитования в России в настоящее время фактически не использованы, даны рекомендации по его эффективной реализации.

 

126–140

Данилина Анна Андреевна — аспирантка Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова. Эл. адрес: aadanilina@mail.ru
Адрес: Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова — Россия, 111024, Москва, ш. Энтузиастов, д. 21.

На основе анализа функциональных, структурных и содержательных особенностей современных школьных печатных изданий исследуется их принадлежность к разряду корпоративной прессы; выявляются основные характеристики их производства, функционирования и распространения, а также методы взаимодействия с аудиторией.

При сопоставлении школьной и корпоративной прессы сходство обнаруживается в первую очередь в формате изданий, ограниченности тиража и адресованности внутренней аудитории. На основании данных анкетирования редакторов школьных изданий выделены основные функции школьной прессы, среди которых определяющей является ее роль как средства образовательно-воспитательного взаимодействия с учащимися. Сравнительный анализ данных анкетирования и результатов исследования рынка корпоративной прессы показал сходство функций школьных и корпоративных изданий.

При анализе источников финансирования школьных СМИ выявлено, что большинство из них прямо или опосредованно издаются на средства администрации школы или сотрудников школьной редакции, что аналогично модели финансирования корпоративных изданий. Принципу функционирования корпоративных СМИ соответствуют и использование школьными газетами технологических и кадровых ресурсов учебного заведения.

Корпоративный характер школьной прессы подтверждает и исследование тематики данных изданий: их материалы отражают преимущественно жизнь школы. Наличие в них PR- и рекламных текстов, активизирующих внутришкольную жизнь, также свидетельствует о принадлежности школьных СМИ к категории корпоративных изданий. На это же указывает и практически полное отсутствие критики каких-либо явлений внутри учебного заведения.

Реализуя стратегии распространения и завоевания аудитории, свойственные корпоративным СМИ, школьные издания становятся средством формирования и поддержания внутришкольной культуры, способом ее продвижения.

Статистика и социология образования

141–151

Материал подготовлен по данным Института институциональных исследований НИУ ВШЭ и Центра статистики и мониторинга образования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ

Угольнова Людмила Евгеньевна — заместитель начальника отдела по работе с данными Института институциональных исследований НИУ ВШЭ. Эл. адрес: lugolnova@hse.ru 

Шугаль Николай Борисович — заместитель директора Центра статистики и мониторинга образования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. Эл. адрес: nschugal@hse.ru 

На основе статистических показателей и данных опросов педагогов и руководителей образовательных учреждений рассматривается эффективность существующего контракта в образовании. Представлена информация об уровне и динамике изменения зарплаты педагогического персонала в образовательных учреждениях разного уровня в сравнении со средней зарплатой по экономике.

Исследуются трудовые стратегии и ожидания педагогов разных уровней образовательной системы. Выделены наиболее популярные у педагогов виды подработки, определен размер разрыва между реальным заработком и уровнем зарплаты, необходимым для сосредоточения на основной деятельности. Анализ оценки педагогами размера своего заработка по отношению к уровню зарплаты в аналогичных учреждениях показал, что переход в другое учебное заведение не увеличит их доход. Оценка педагогами уровня своей зарплаты в сравнении с уровнем в организациях других сфер экономики свидетельствует о том, что существующий контракт в образовании не обеспечивает конкурентоспособность положения педагога на рынке труда, при этом отмечается слабое желание педагогов сменить сферу деятельности.

Представлены данные об оценке руководителями образовательных учреждений профессионального уровня преподавательского состава, выявлены критерии, на основании которых педагоги оцениваются при приеме на работу и распределении стимулирующих выплат. Определены размер стимулирующих выплат и наиболее распространенные виды доплаты.

Установлено, что существующий размер заработка педагогов не соответствует в достаточной степени уровню, при котором руководитель образовательного учреждения может рассчитывать на полную отдачу педагога, а потребители образовательных услуг — на их высокое качество.

 

Дискуссия

152–229

Барбер Майкл (Michael Barber) — профессор, главный советник министра образования Великобритании по школьным стандартам (1997–2001), руководитель глобальной исследовательской программы Pearson в области образовательной политики и влияния продуктов и услуг компании на результаты обучения (Лондон). Эл. адрес: krdonnelly @pearson.com
Адрес: Institute for Public Policy Research, 4th Floor, 14 Buckingham Street, London WC2N 6DF, UK.

Доннелли Кейтлин (KatelynDonnelly) — исполнительный директор компании Pearson, глава фонда «Образование по средствам» (Лондон). Эл. адрес: krdonnelly @pearson.com
Адрес: Institute for Public Policy Research, 4th Floor, 14 Buckingham Street, London WC2N 6DF, UK.

Ризви Саад (Saad Rizvi) — Ph.D. по экономике и международным отношениям, исполнительный директор по вопросам эффективности компании Pearson (Лондон). Эл. адрес: krdonnelly @pearson.com Адрес: Institute for Public Policy Research, 4th Floor, 14 Buckingham Street, London WC2N 6DF, UK.

В контексте бурного развития технологий и процесса глобализации, уже затронувших многие секторы мировой экономики, рассматриваются перспективы системы высшего образования. Продемонстрированы возможности, открывающиеся университетам в случае проведения ими радикальных преобразований в своих ключевых институциях, проанализированы риски, которые могут возникнуть при неосуществлении таких изменений в условиях встающих перед ними вызовов XXI в.

Характеризуются модель классического университета XX в. и его функции. Рассматриваются факторы, способные коренным образом изменить парадигму классического высшего учебного заведения. Подчеркивается необходимость пересмотра университетами существующей бизнес-модели и принципа подготовки студентов. В связи с процессом маркетизации, выраженной превращением студента в потребителя, диктующего условия, и возникновением множества альтернативных университетам возможностей для талантливых студентов, отмечается возникновение потребности четкого определения университетами своего предложения, отличающего их от конкурентов, и целевой аудитории среди потенциальных студенческих групп.

Описываются модели университета будущего, основанные на разделении функций существующих учебных заведений и объединении их в новых вариантах; выявляются их преимущества относительно существующей модели классического университета.

Предполагается, что широкие перспективы, которые открывает высшему образованию XXI в., достижимы только в том случае, если все участники системы, от учащихся до правительства, подхватят инициативу коренных преобразований в соответствии с встающими перед ними вызовами. Ставятся наиболее важные для реализации эффективной перестройки высшего образования вопросы для каждого участника образовательной системы.

 

230–257

Филонович Сергей Ростиславович — доктор физико-математических наук, профессор, декан Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ. Эл. адрес: sfilon@dol.ru
Адрес: Высшая школа менеджмента НИУ ВШЭ — Россия, 125009, Москва, Малый Гнездниковский пер., д. 4.

Любимов Лев Львович — доктор экономических наук, профессор кафедры макроэкономического анализа, заместитель научного руководителя НИУ ВШЭ. Эл. адрес: llubimov@hse.ru Адрес: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — Россия, 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20.

Клячко Татьяна Львовна — доктор экономических наук, директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации. Эл. адрес: Tklyachko@hse.ru
Адрес: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ — Россия, 119571, Москва, пр. Вернадского, д. 82, стр.1.

Болотов Виктор Александрович — доктор педагогических наук, вице-президент РАО, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ. Эл. адрес: vikbolotov@yandex.ru 
Адрес: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — Россия, 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20.

Фрумин Исак Давидович — доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ. Эл. адрес: ifroumin@hse.ru 
Адрес: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — Россия, 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20.

Волков Андрей Евгеньевич — доктор технических наук, ректор Московской школы управления «Сколково». Эл. адрес: Andrei_Volkov@skolkovo.ru
Адрес: Московская школа управления «Сколково» — Россия, 143025, Московская обл., Одинцовский р-н, Сколково, ул. Новая, д. 100

Гильмутдинов Альберт Харисович — доктор физико-математических наук, ректор Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева. Эл. адрес: Albert.Gilmutdinov@kstu-kai.ru
Адрес: Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева — Россия, Республика Татарстан, 420111, г. Казань, ул. К. Маркса, д. 10.

Тейшейра Педро(Pedro Teixeira) — директор Центра изучения политики в области высшего образования и адъюнкт-профессор экономического факультета Университета Порту. Эл. адрес: pedrotx@fep.up.pt
Адрес: Университет Порту — Praça Gomes Teixeira 4099-002 Porto, Portugal.

Абанкина Ирина Всеволодовна — кандидат экономических наук, профессор, директор Института развития образования НИУ ВШЭ. Эл. Адрес: abankinaI@hse.ru 
Адрес: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — Россия, 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20.

Обсуждаются выявленные авторами эссе тенденции изменения системы высшего образования, обусловленные технологическим прогрессом и процессом глобализации. Представленный диапазон мнений относительно поставленных авторами эссе вопросов, связанных с развивающимся глобальным кризисом университетского образования, включает в себя как солидарный взгляд с последовательным резюмированием основных авторских утверждений, так и оппонирование спорным положениям в приводимых в эссе тезисах и их аргументации.

Оценивается влияние выделенных авторами эссе факторов на модификацию университетской парадигмы российского образования. Кроме вызовов, представляющих собой внешнюю угрозу для системы высшего образования как одного из секторов экономики, выделяется и специфичный для России созданный внутри этой системы вызов, заключающийся в тенденции массовой имитации высшего образования, что явилось следствием функционирования неэффективных вузов, создающих доступные бюджетные места, но не предоставляющих качественных образовательных услуг.

Уделяется внимание не рассматриваемому авторами эссе, но имеющему для российского образования существенное значение вопросу необходимости осуществления фундаментальных изменений в системе среднего образования для возможности эффективного функционирования высших учебных заведений.

Рассматривается применимость предложенных авторами эссе моделей университета будущего к системе образования в России. Отмечается безусловная заслуга авторов в обозначении комплекса вопросов, решение которых открывает для высшего образования широкие перспективы. 

Книжные обзоры и рецензии

258–265

Маслинский Кирилл Александрович — научный сотрудник лаборатории социологии образования и науки НИУ ВШЭ Санкт-Петербург. Эл. адрес: kirill@altlinux.org 

Представлена содержательная и структурная организация рецензируемой книги. Выделены и прокомментированы основные рассматриваемые в ней проблемы: выбор языка образования, преподавание языков в школе, распространенные в школе дискурсивные практики, роль языковой социализации и стереотипов о языке в академической судьбе школьников. Поясняется, что сближение этих тем обусловлено установкой на максимально полное вовлечение социолингвистических методов и теорий в понимание языковых процессов в школе. Обращается внимание на то, что объединение в книге нескольких крупных тем, которые до этого в социолингвистике существовали изолированно и изучением которых ранее занимались разные группы исследователей, практически не апеллирующие в своих работах к опыту друг друга, позволило представить целостный социолингвистический взгляд на школу. Анализируется, каким образом авторы книги моделируют проблемное поле, обозначенное ими как «социолингвистика школы». Отмечается выявленная авторами перспективность исследования данной области: собранный в книге сравнительный материал и аналитическая работа авторов показывают, насколько широк круг вопросов школьного образования, которые стоит рассматривать сквозь призму языка, и насколько мало им уделяется внимания в отечественных исследованиях образования.

Среди достоинств книги называются сопровождение каждой темы описанием более общего понятийного аппарата, известных результатов, многочисленных примеров языковых ситуаций в разных обществах; отсутствие переноса результатов исследований одной культуры на другую. Подчеркивается обусловленность применения социолингвистического инструментария, разработанного в западных исследованиях, к школьному образованию и к современной российской школе.

 

Размышления о ...

266–286

Аузан Александр Александрович — доктор экономических наук, профессор, и.о. декана экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, член Экономического совета при президенте РФ. Эл. адрес: auzan@mail.econ.msu.ru
Адрес: Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова — Россия, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1.

Прослежены исторические традиции в понимании миссии университета. Особое внимание уделяется неоклассической модели университета, созданной Гумбольдтом, которая рассматривается в контексте сформулированных Ортегой-и-Гассетом нескольких парадоксов, касающихся функций университетов. Заключается, что университеты производят не только частное благо в виде капитализируемого знания, которое можно продать, как думал Смит; и не только социально значимое благо в виде навыков будущих специалистов для обеспечения обязательного набора профессий в обществе, как это было заложено в наполеоновской системе образования. Университеты производят еще и общественное благо, смысл которого — создание и распространение культуры.

Рассматриваются социальные эффекты и социальные риски высшего образования, связанные с производством университетами среднего класса населения. Объясняется нецелесообразность закрытия слабых университетов, не производящих высококвалифицированных специалистов, поскольку они реализуют важную социальную функцию. Показано, что возможны иные варианты сокращения социальных рисков высшего образования, в том числе и предполагающие рост количества иерархических звеньев образовательной системы. Производство среднего класса выгодно для страны, поскольку посредством него обеспечивается некоторая стабильность государства. При этом подчеркивается, что задать стране оптимальный темп и вектор развития может только та часть системы образования, которая способна производить конкурентоспособный человеческий капитал.

Как модель успешного университета рассматривается МГУ им. Ломоносова, предлагается путь его эффективного развития в соответствии с представленной концепцией.

 

Новости

16 сентября 2022

Важно!!! У журнала "Вопросы образования" новый сайт


30 июня 2022

Новая книга в Библиотеке журнала «Вопросы образования» — «Ускоренные университеты»


24 июня 2022

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» опубликована книга Вадима Радаева «Преподавание в кризисе»